Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить”
определил по сути основные глобальные компетентности.
Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетентность: способность эффективно мобилизовать (выбирать и использовать наиболее подходящие) знания и умения для решения задач, в том числе в новых нестандартных ситуациях. Формируется постепенно.
Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью
Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.
Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.
И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.
Универсальные компетентности
- Компетентность мышления:
понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций…
выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, в том числе открытых (имеющих более одного решения);
креативное мышление, изобретательность (продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью);
системное мышление, понимание и интерпретация эстетики закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям)…
- Компетентность взаимодействия с другими:
кооперативность, способность к сотрудничеству, совместной работе (сooperation/collaboration), в том числе в роли лидера и в роли участника команды, ответственность и ее распределение, координация действий внутри команды;
способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и учитывать их при принятии решений…
- Компетентность взаимодействия с собой:
саморегуляция, самоконтроль, в том числе распознавание своих эмоций и управление ими;
самоорганизация - способность человека рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач, способность выбирать стратегию настойчивости или гибкости…
Развитость универсальных компетентностей определяет, насколько эффективно человек принимает решения и действует в различных ситуациях, а также насколько он способен к саморазвитию («умеет учиться» в узком, академическом, смысле и в широком смысле овладения любыми новыми навыками, в которых возникает профессиональная или жизненная необходимость).
Формирование именно этих трех компетентностей и является сегодня важной задачей массового школьного образования.
|