Звонарёва Надежда Викторовна

Понедельник, 30.06.2025, 15:51

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Еременко Е. Б., Звонарева Н. В.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева», Воронеж, Россия

 

 Сухомлинский  отмечал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Одна из главных задач педагогов – сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников. Период учебы – это период взросления ребенка и привития интереса  к  здоровому образу жизни, становления его как личности, формирования и коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений заботы о своем здоровье и «здоровье» планеты.

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это   формирование из учащегося   здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей  в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий  о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья.  Знакомство с вредными  воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.

В своей практической деятельности мы выделяем несколько здоровьесберегающих направлений:

  • Учет особенностей учащихся;
  • Создание благоприятного психологического климата;
  • Использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебе;
  • Создание условий для самовыражения;
  • Инициация различных видов деятельности

Под здоровьесберегающими технологиями понимают различные приемы и критерии. К основным  критериям здоровьесберегающей организации урока относятся:

  1. Санитарно -  гигиенические условия в классе:

( чистота, хорошее освещение кабинета и доски, оптимальная температура воздуха в помещении)

  1. Разнообразные виды  учебной деятельности детей:
  • опрос учащихся
  • беседа
  • рассказ
  • показ наглядных пособий
  • работа с дополнительным материалом и литературой
  • постановка проблемных вопросов
  • решение задач и выполнение упражнений

и преподавания:

  • словесный
  • наглядный
  • аудиовизуальный (через технические средства обучения)
  • самостоятельная работа
  • комбинированный
  • Место и длительность применения ТСО.
  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и  здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.
  • Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность.  (Норма -  не мене 60% и не более 80%.)
  • Темп урока и заключительная часть урока

Негативно действуют на здоровье детей:

 - быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- задержка детей в классе после звонка.

          И напротив, позитивное воздействие оказывает:

-  спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

7. Психологический климат на уроке.

8. Качества учителя, которые по-разному воздействуют на психологическое здоровье учащихся. Их можно поделить на  группы:

  1. группа – качества  оказывающие негативное влияние на здоровье учеников:
  • Авторитарность и категоричность
  • Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, непредсказуемость поступков и реакций учителя
  • Равнодушие, безразличие
  • Недоброжелательность, злость, враждебность
    1. группа – качества, которые и формируют здоровый психологический климат  на уроке:
  • Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии)
  • Способность к рефлексии
  • Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в оптимальное психофизиологическое  состояние.
  • Умение  слушать.
  • Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни

Здоровьесберегающее обучение и воспитание детей предполагает  реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия учащихся.

Предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека. На уроках химии  необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя  должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья:  курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии  содержащих  токсины и яды.  Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии,  косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство учащихся  с веществами их  химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.

Немаловажную роль в сбережении здоровья  детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе  дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни.

В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам, которые способствуют повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся.

Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение  задач направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся  сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо  включать следующие проблемы:

- влияние некоторых неорганических  веществ и органических соединений  на здоровье человека и окружающую среду;

- влияние отходов  промышленной переработки и химической промышленности на все живое;

- состав пищевых продуктов и  влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;

- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.

     Для решения проблемы переутомления учащихся на уроках  предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются  уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.

Проведение физкультминуток решает следующие  задачи:

    - Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;

    - Активизация внимания  и повышения способности к восприятию учебного материала;      

    - Эмоциональная встряска учащихся.

 В состав упражнений физкультминуток обязательно включаются упражнения по формированию осанки, укрепления зрения и упражнения направленные на выработку рационального дыхания. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты. Они обязательно на третьем и последующих уроках.

Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьеберегающим, если их систематическое использование  не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике  заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но, разумеется, одними здоровьесберегающими технологиями  вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решить. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ромашка (19.08.2014)
Просмотров: 278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [14]
школа одаренных детей [2]

Поиск