Еременко Е. Б., Звонарева Н. В.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева», Воронеж, Россия
Сухомлинский отмечал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Одна из главных задач педагогов – сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников. Период учебы – это период взросления ребенка и привития интереса к здоровому образу жизни, становления его как личности, формирования и коррекции представлений о жизненных ценностях, это период формирования умений заботы о своем здоровье и «здоровье» планеты.
Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии - это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.
В своей практической деятельности мы выделяем несколько здоровьесберегающих направлений:
- Учет особенностей учащихся;
- Создание благоприятного психологического климата;
- Использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебе;
- Создание условий для самовыражения;
- Инициация различных видов деятельности
Под здоровьесберегающими технологиями понимают различные приемы и критерии. К основным критериям здоровьесберегающей организации урока относятся:
- Санитарно - гигиенические условия в классе:
( чистота, хорошее освещение кабинета и доски, оптимальная температура воздуха в помещении)
- Разнообразные виды учебной деятельности детей:
- опрос учащихся
- беседа
- рассказ
- показ наглядных пособий
- работа с дополнительным материалом и литературой
- постановка проблемных вопросов
- решение задач и выполнение упражнений
и преподавания:
- словесный
- наглядный
- аудиовизуальный (через технические средства обучения)
- самостоятельная работа
- комбинированный
- Место и длительность применения ТСО.
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.
- Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность. (Норма - не мене 60% и не более 80%.)
- Темп урока и заключительная часть урока
Негативно действуют на здоровье детей:
- быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания;
- задержка детей в классе после звонка.
И напротив, позитивное воздействие оказывает:
- спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.
7. Психологический климат на уроке.
8. Качества учителя, которые по-разному воздействуют на психологическое здоровье учащихся. Их можно поделить на группы:
- группа – качества оказывающие негативное влияние на здоровье учеников:
- Авторитарность и категоричность
- Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, непредсказуемость поступков и реакций учителя
- Равнодушие, безразличие
- Недоброжелательность, злость, враждебность
- группа – качества, которые и формируют здоровый психологический климат на уроке:
- Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатии)
- Способность к рефлексии
- Умение владеть своими эмоциями, быстро приводить себя в оптимальное психофизиологическое состояние.
- Умение слушать.
- Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни
Здоровьесберегающее обучение и воспитание детей предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующихся на психолого-педагогических и медико-экологических основах, направленных на сохранение духовного, интеллектуального и физического благополучия учащихся.
Предмет химии неразрывно связан с жизнедеятельностью человека. На уроках химии необходимо и очень важно формировать взгляды учащихся на здоровый образ жизни. Работа учителя должна быть направлена на отказ учащихся от разрушителей здоровья: курение, употребление спиртных напитков, психотропных и наркотических средств, а так же употребления продуктов питания средств бытовой химии содержащих токсины и яды. Нужно учить детей не только правильно питаться, но и правильно применять средства бытовой химии, косметику и парфюмерию, состав и влияние на организм зачастую нам бывают неизвестны. Таким образом, знакомство учащихся с веществами их химическими, физическими и биохимическими свойствами и составом, это необходимый и важный процесс в формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.
Немаловажную роль в сбережении здоровья детей имеет процесс правильного использования на уроках химии применяемого для демонстрации опытов и анализов химической посуды и оборудования, наглядных пособий и образцов. Оптимальное их применение в учебном процессе дает возможность снизить учебную нагрузку и теоретический материал сделать более аргументированным и полезным в повседневной жизни.
В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игровым урокам, которые способствуют повышению мотивации и активизации учебной деятельности учащихся.
Одним из эффективных методов эдоровьесбережения и формирования знаний у учащихся по курсу химии, это решение задач направленных на здоровый образ жизни. Решая такие задачи, учащиеся невольно становятся сопричастны к проблеме формирования здорового образа жизни. В задачи по курсу химии целесообразно и необходимо включать следующие проблемы:
- влияние некоторых неорганических веществ и органических соединений на здоровье человека и окружающую среду;
- влияние отходов промышленной переработки и химической промышленности на все живое;
- состав пищевых продуктов и влияние ингредиентов пищи на здоровье людей;
- применение бытовых химических средств в повседневной жизни, их влияние на природу и здоровье человека.
Для решения проблемы переутомления учащихся на уроках предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
- Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;
- Активизация внимания и повышения способности к восприятию учебного материала;
- Эмоциональная встряска учащихся.
В состав упражнений физкультминуток обязательно включаются упражнения по формированию осанки, укрепления зрения и упражнения направленные на выработку рационального дыхания. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты. Они обязательно на третьем и последующих уроках.
Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьеберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но, разумеется, одними здоровьесберегающими технологиями вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решить. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.
|