Звонарёва Надежда Викторовна

Воскресенье, 29.06.2025, 13:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Основные направления работы с одаренными детьми

Основные направления работы с одаренными детьми

1.Общие положения

  1. Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
  2. Цели и задачи.
    • Цель – создание условий для оптимального развития детей.
    • Задачи:
      • Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;
      • Развитие личностных, творческих качеств учащихся (тренинговая работа, участие в различных мероприятиях);
      • Психологическое просвещение педагогов;
      • Психологическое просвещение родителей;

              3.Принципы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуализация обучения
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.
  • Принцип развивающего обучения.
  1. Основные направления работы
        1. Диагностика

Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей.  

Тесты интеллекта - психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта.                   Для диагностики используются:

Групповая диагностика

  1. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, для 8-11 классов)
  2. Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, для 5-7 классов)

Индивидуальная диагностика

  1. Прогрессивные матрицы Дж.Равена;
  2. Тест Д.Векслера;
  3. Тест Р.Амтхауэра;

Тесты способностей - методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих  успешность обучения и творчества:

  1. Тесты креативности Э.Л.Торренса;
  2. Методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ), направленная на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью.

Дополнительная индивидуальная диагностика

  1. Определение ведущей репрезентативной системы;
  2. Определение доминирования полушария мозга;
  3. Определение темперамента и типологию характера;
  4. Изучение уровня тревожности (методика Филлипса);
  5. Исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн).

    Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении одаренных детей играют классные руководители, педагоги дополнительного образования, зав. кафедрами.

Критерии выявления одаренности:

  1. активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
  2. наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
  3. систематическое самообразование;
  4. креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
  5. темпераментные особенности;
  6. активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в        деятельности).

2. Развитие

    Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим  направлениям:

  1. Вовлечение детей в деятельность по интересам;
  2. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
  3. Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
  4. Привлечение к работе с учащимися преподавателей ВУЗов;
  5. Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
  6. Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
  7. Развитие умений самостоятельно работать;
  8. Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
  9. Обучение творческим методам работы;
  10.  Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
  11.  Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
  12. Работа с педагогами

Помощь педагогам в работе с одаренными детьми:

        1. Проведение семинаров по особенностям работы с одаренными детьми;
        2. Тренинги по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;
        3. Методическая работа на кафедре химии.
  1. Работа с родителями
  2. Выступления на классных собраниях;
  3. Индивидуальные консультации.
Категория: Мои статьи | Добавил: Ромашка (09.05.2021)
Просмотров: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [14]
школа одаренных детей [2]

Поиск