Основные направления работы с одаренными детьми
1.Общие положения
- Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
- Цели и задачи.
- Цель – создание условий для оптимального развития детей.
- Задачи:
- Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;
- Развитие личностных, творческих качеств учащихся (тренинговая работа, участие в различных мероприятиях);
- Психологическое просвещение педагогов;
- Психологическое просвещение родителей;
3.Принципы работы с одарёнными детьми
- Индивидуализация обучения
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Основные направления работы
-
-
- Диагностика
Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей.
Тесты интеллекта - психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Для диагностики используются:
Групповая диагностика
- Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ, для 8-11 классов)
- Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, для 5-7 классов)
Индивидуальная диагностика
- Прогрессивные матрицы Дж.Равена;
- Тест Д.Векслера;
- Тест Р.Амтхауэра;
Тесты способностей - методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:
- Тесты креативности Э.Л.Торренса;
- Методика диагностики дивергентного мышления (ПМДДМ), направленная на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью.
Дополнительная индивидуальная диагностика
- Определение ведущей репрезентативной системы;
- Определение доминирования полушария мозга;
- Определение темперамента и типологию характера;
- Изучение уровня тревожности (методика Филлипса);
- Исследование самооценки (метод Дембо-Рубинштейн).
Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении одаренных детей играют классные руководители, педагоги дополнительного образования, зав. кафедрами.
Критерии выявления одаренности:
- активность, динамичность интеллектуальной деятельности;
- наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;
- систематическое самообразование;
- креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);
- темпераментные особенности;
- активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
2. Развитие
Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:
- Вовлечение детей в деятельность по интересам;
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
- Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
- Привлечение к работе с учащимися преподавателей ВУЗов;
- Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
- Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
- Развитие умений самостоятельно работать;
- Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;
- Обучение творческим методам работы;
- Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
- Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
- Работа с педагогами
Помощь педагогам в работе с одаренными детьми:
-
-
-
- Проведение семинаров по особенностям работы с одаренными детьми;
- Тренинги по развитию личностных качеств педагога и профилактике эмоционального выгорания;
- Методическая работа на кафедре химии.
- Работа с родителями
- Выступления на классных собраниях;
- Индивидуальные консультации.
|