Краеведческий подход в обучении химии
Звонарева Н.В. учитель химии ВКК, МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»
В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально-регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. (слайд 1)
Как говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни.
В связи с этим изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования. Изучение родного края включает: познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него; подготовка к жизни в конкретной среде, а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций. Дополнительное образование позволяет углубить и расширить краеведческие знания, полученные ребенком в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др.
Понятие «краеведческий подход» представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении.
Если краеведческий принцип как один из общепедагогических принципов означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы, то краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.
Очень часто в методической литературе и в практике учебно-воспитательной работы выражение «краеведческий подход» и «краеведческий принцип» употребляются как синонимы.
Под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом в целях повышения качества усвоения знаний.
При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории. В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, т.е. истолкование проявления общего на примере (краеведческий подход) процессов и явлений, происходящих в данной местности.
Факторами установления ассоциативных связей в осуществлении краеведческого подхода в одних случаях выступают непосредственно-краеведческие сведения, а в других – краеведческие знания учащихся, их жизненный и познавательный опыт. Основное назначение краеведческого подхода – повышение познавательной активности учащихся, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.
Методологической основой дидактики, а, следовательно, и краеведческого подхода как одного из дидактических принципов является теория познания. Эта теория учит, что через явления и видимость вещей данных нам непосредственно в ощущениях, наша жизнь познает сущность вещей, их существенные отношения. На основе живого созерцания объектов и явлений осуществляется восприятия, раскрываются закономерности, проводятся обобщения, делаются выводы и в итоге формируются знания, необходимые для использования их в практической деятельности на основе живого созерцания и восприятия у детей создаются первичные представления и понятия. Чем конкретнее и образнее представляют учащиеся предмет изучения, тем активнее притекает процесс осмысление и обобщения знаний, полученных на уроке
Краеведческий подход – это своеобразный способ отбора познавательного и воспитательного материала истории и современной жизни родного края. Краеведческий подход как особая система включает комплекс содержательных, операционных и ценностно-мотивационных компонентов. Ценность такого подхода в том, что эта деятельность связана напрямую с отношением учащихся к «малой Родине», к ее будущему, в результате чего усиливается прогностичность исследования.
Краеведческий подход призван решать в образовании следующие задачи:
- вооружать учащихся в процессе обучения системой знаний о местном крае, учить познавать, понимать, более детально рассматривать и живо воспринимать явления в контексте окружающего мира;
- стимулировать развитие любознательности, мышления, волевых качеств, познавательного интереса учащихся к родному краю, творческой активности;
- воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свой народ и свое общество в целом, черт национального характера; -
готовить к труду в общественной жизни и ее преобразованию, подготовка творца и деятеля, полноценного участника общества;
- активизировать учебный процесс посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей и проблемных ситуаций в темах учебной программы.
Реализация краеведческого подхода в курсе химии возможна через систему уроков, внеклассную деятельность, дополнительное образование, где возможно:
- Уроки деловой игры, решение задач с региональным компонентом и экологическим содержанием;
- учебные экскурсии на предприятия города, музеи и т.д.;
- внеклассные мероприятия с элементами краеведения;
- исследовательские работы с элементами краеведения.
Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:
Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).
Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.
Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: краеведческая библиография, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы (Краеведение, 1987). Краеведческие источники, краеведческая литература (научная и художественная), как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и др.), могут быть использованы при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям, в процессе непосредственной учебной работы на уроке и при выполнении ими домашних заданий, при подготовке индивидуальных или групповых заданий по описанию характерных для родного края природных явлений и объектов и т.д.
Бесспорно, приоритетным условием качественного выполнения исследовательской работы является работа в архивах. Именно здесь ученик может познать чудо открытия, взять в руки какой-нибудь интереснейший документ. Причём помимо научной пользы в этом заложен колоссальный воспитательный эффект. Архивы города хранят бесценные свидетельства прошлого. Без возможности поработать с ними, трудно надеяться на положительный результат в исследовании. После того как проработана литература к теме, изучены, отобраны и проанализированы документы, собраны (при необходимости) устные исторические свидетельства, проведены социологические исследования, на свет появляется итог кропотливой деятельности учащихся — исследование, вписывающее новую страницу в историю округа.
В качестве основных требований к исследовательской деятельности школьников выдвигаются: способность фиксировать межпредметные связи и строить целостную работу на интегрированной основе; умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу; умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования; способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные концепции.
Используя краеведческий материал в учебном процессе, можно решить несколько учебно-воспитательных задач: 1) более глубокое познание природы своей местности и ее экологические проблемы, 2) формирование эколого-краеведческой культуры, 3) воспитание бережного отношения к природе, 4) развитие альтернативного краеведческого мышления, 5) выработка умений: принимать ответственные решения, 6) вести корректно дискуссию, 7) аргументировано отвечать на вопросы и др.
|