Звонарёва Надежда Викторовна

Воскресенье, 29.06.2025, 19:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Краеведческий подход в обучении

Краеведческий подход в обучении химии

Звонарева Н.В. учитель химии ВКК, МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»

В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально-регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. (слайд 1)

 Как говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни.

В связи с этим изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования.  Изучение родного края включает: познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него; подготовка к жизни в конкретной среде, а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).

В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций. Дополнительное образование позволяет углубить и расширить краеведческие знания, полученные ребенком в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др.

Понятие «краеведческий подход» представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении.

 Если краеведческий принцип как один из общепедагогических принципов означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы, то краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.

Очень часто в методической литературе и в практике учебно-воспитательной работы выражение «краеведческий подход» и «краеведческий принцип» употребляются как синонимы.
Под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом в целях повышения качества усвоения знаний.

При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории. В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, т.е. истолкование проявления общего на примере (краеведческий подход) процессов и явлений, происходящих в данной местности.

Факторами установления ассоциативных связей в осуществлении краеведческого подхода в одних случаях выступают непосредственно-краеведческие сведения, а в других – краеведческие знания учащихся, их жизненный и познавательный опыт. Основное назначение краеведческого подхода – повышение познавательной активности учащихся, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.

Методологической основой дидактики, а, следовательно, и краеведческого подхода как одного из дидактических принципов является теория познания. Эта теория учит, что через явления и видимость вещей данных нам непосредственно в ощущениях, наша жизнь познает сущность вещей, их существенные отношения. На основе живого созерцания объектов и явлений осуществляется восприятия, раскрываются закономерности, проводятся обобщения, делаются выводы и в итоге формируются знания, необходимые для использования их в практической деятельности на основе живого созерцания и восприятия у детей создаются первичные представления и понятия. Чем конкретнее и образнее представляют учащиеся предмет изучения, тем активнее притекает процесс осмысление и обобщения знаний, полученных на уроке

Краеведческий подход – это своеобразный способ отбора познавательного и воспитательного материала истории и современной жизни родного края. Краеведческий подход как особая система включает комплекс содержательных, операционных и ценностно-мотивационных компонентов. Ценность такого подхода в том, что эта деятельность связана напрямую с отношением учащихся к «малой Родине», к ее будущему, в результате чего усиливается прогностичность исследования.

Краеведческий подход призван решать в образовании следующие задачи:

- вооружать учащихся в процессе обучения системой знаний о местном крае, учить познавать, понимать, более детально рассматривать и живо воспринимать явления в контексте окружающего мира;

- стимулировать развитие любознательности, мышления, волевых качеств, познавательного интереса учащихся к родному краю, творческой активности;

- воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свой народ и свое общество в целом, черт национального характера; -

 готовить к труду в общественной жизни и ее преобразованию, подготовка творца и деятеля, полноценного участника общества;

- активизировать учебный процесс посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей и проблемных ситуаций в темах учебной программы.

 

Реализация краеведческого подхода в курсе химии возможна через систему уроков, внеклассную деятельность, дополнительное образование, где возможно:

  1. Уроки деловой игры,  решение задач с региональным компонентом и экологическим содержанием;
  2. учебные экскурсии на предприятия города, музеи и т.д.;
  3. внеклассные мероприятия с элементами краеведения;
  4. исследовательские работы с элементами краеведения.

Основная задача учителя в организации учебной краеведческой работы заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае определить наиболее приемлемые методы и приемы осуществления краеведческого подхода. Основными из них являются:


Объяснительно-иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.).

 

Частично-поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обучающей.


Работа с краеведческой литературой и источниками краеведения являются: краеведческая библиография, печатные источники, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры, наблюдаемые объекты и процессы природы (Краеведение, 1987). Краеведческие источники, краеведческая литература (научная и художественная), как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и др.), могут быть использованы при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям, в процессе непосредственной учебной работы на уроке и при выполнении ими домашних заданий, при подготовке индивидуальных или групповых заданий по описанию характерных для родного края природных явлений и объектов и т.д.

 

Бесспорно, приоритетным условием качественного выполнения исследовательской работы является работа в архивах. Именно здесь ученик может познать чудо открытия, взять в руки  какой-нибудь интереснейший документ. Причём помимо научной пользы в этом    заложен колоссальный воспитательный эффект. Архивы города хранят бесценные свидетельства прошлого. Без возможности      поработать с ними, трудно надеяться на положительный результат в  исследовании. После того как проработана литература к теме, изучены, отобраны и  проанализированы документы, собраны (при необходимости) устные   исторические свидетельства, проведены социологические исследования, на  свет появляется итог кропотливой деятельности учащихся — исследование,  вписывающее новую страницу в историю округа.

В качестве основных требований к исследовательской деятельности школьников выдвигаются: способность фиксировать межпредметные связи и строить целостную работу на интегрированной основе; умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу; умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования; способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные концепции.

Используя краеведческий материал в учебном процессе,  можно решить несколько учебно-воспитательных задач: 1) более глубокое познание природы своей местности и ее экологические проблемы, 2) формирование эколого-краеведческой культуры,  3) воспитание бережного отношения к природе, 4) развитие альтернативного краеведческого мышления, 5) выработка умений: принимать ответственные решения, 6) вести корректно дискуссию, 7)  аргументировано отвечать на вопросы и др.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ромашка (07.05.2015)
Просмотров: 3651 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [14]
школа одаренных детей [2]

Поиск