Среди многообразия форм и способов организации проектной деятельности особенное место занимают исследовательские проекты. Методика научного исследования предполагает выдвижение гипотезы, ее экспериментальную проверку и формулирование вывода, что позволяет реализовать на практике одно из требований ФГОС: «Изучение естественных наук должно обеспечить формирование умений проведения простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием цифровых измерительных приборов и навыков адекватной оценки полученных результатов».
Детская потребность в познании окружающего мира значительно расширяется при выполнении исследовательских проектов. Выполнение исследовательских проектов по определению экологических показателей воды, почвы, воздуха невозможно без современного оборудования.
В своей практике, для проведения лабораторных исследований, использую современное оборудование: лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию (ЛКЕ), цифровые лаборатории «Архимед» и «Релаб».
ЛКЕ включает более 155 наименований лабораторного оборудования, приборов, наборов, приспособлений, узлов и деталей, а также стеклянную, полимерную и керамическую посуду, инструменты и принадлежности, в том числе: ноутбук, комплект цифровых датчиков, цифровой микроскоп с набором микропрепаратов, электронные приборы (весы, термометр, дозиметр, мультиметр, ампервольтметр), источники электропитания 220/42В, 42/4.5В, аккумуляторный источник питания с зарядным устройством, калориметр, магнитная мешалка, набор по электрохимии, штативы с приспособлениями из нержавеющей стали и др.[1]
ЛКЕ обеспечивает:
- проведение полного цикла лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений по физике, химии, биологии и естествознанию на базовом и углубленном уровнях;
- формирование навыков работы с современным лабораторным оборудованием и ИКТ;
- переход к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским работам;
- реализацию межпредметных связей;
- подготовку и выполнение экспериментальных заданий.
ЛКЕ обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить измерения и регистрацию разных параметров, а программное обеспечение - визуализировать все полученные данные.
При помощи программы MultiLab можно:
- собирать данные и отображать их в ходе эксперимента,
- выбирать различные способы отображения данных – в виде графиков, таблиц, табло измерительных приборов,
- обрабатывать и анализировать данные с помощью Мастера анализа,
- импортировать/экспортировать данные текстового формата
- вести Журнал экспериментов,
- просматривать видеозаписи предварительно записанных экспериментов.
Исследования, проводимые с помощью данного оборудования более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить исследуемые объекты.
Объекты невидимые не вооруженным глазом позволяет рассмотреть цифровой микроскоп. Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию. Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший вас предмет, но и сделать его цифровое фото.
Цифровая видеокамера и мультимедийный проектор дают возможность рассматривать изучаемые процессы на большом экране и проводить обсуждение. Из отснятого материала может быть смонтирован фильм, который зафиксирует процесс исследования и наглядно покажет его результаты.
Для фиксирования различных стадий эксперимента используется цифровой фотоаппарат. Полученные фотографии станут основой для обобщения результатов исследования.
Использование современного лабораторного оборудования позволяет:
- осуществлять новые подходы в обучении;
- способствует формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся;
- создавать электронные ресурсы, содержащие различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации)
- развивать интеллектуальны способностей учащихся.
Осваивая современное оборудование можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Литераура
- Кучковская О.В., Хорошев А.Н. Методическое пособие по использованию лабораторного комплекса для учебной практической и проектной деятельности по естественнонаучным дисциплинам. Часть II. Химия.-М.:РА «Ильф», 2015
|