Учитель химии МОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» Звонарёва Н.В.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для
моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать
себя, своё место в этом огромном мире?
Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в
окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще
Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении
прилагать знание на деле…».
Выбор
мною методической темы обусловлен в
первую очередь основными
целями
химического образования:
-
ознакомить учащихся с многообразием и
единством веществ и химических явлений, их значением в природе и жизни
человека;
-
сформировать систему химических понятий в их взаимодействии друг с другом;
-
ознакомить с методами познания природы, общими для естественных наук;
-
сформировать необходимые в повседневной жизни навыки безопасного обращения с
веществами;
-
воспитать ценностное отношение к природе, здоровью человека;
-
развивать способности критически осмысливать полученную информацию.
Сформулированные цели не могут быть
достигнуты вне связи с задачей развития учащихся. А значит моей задачей является не только
теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в
котором нарастает самостоятельная,
поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от
воспроизводящей деятельности к творческой. Кроме того, наряду с развитием
индивидуальных способностей и возможностей учащихся, я применяю формы
организации коллективной учебной деятельности.
На мой взгляд, достижению этих целей и решению
задач способствует компетентностный подход к преподаванию предмета.
Компетенция
в образовании – это готовность ученика использовать полученные знания, умения и
навыки в жизни или способность осуществлять какие – либо практические действия.
Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному)
содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским,
ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции
(относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей)
и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции,
имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных
предметов).
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию
обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают
самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих
действий и деятельности в целом.
Целью моей методической работы является
формирование у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательной,
информационной, коммуникативной, социально-трудовой, общекультурной,
компетенции личностного самосовершенствования.
Для
достижения основной цели методической работы можно использовать различные формы
и методы. Но на сегодняшний день наиболее актуальным становится применение на
уроках ИКТ и исследовательская деятельность учащихся.
Поэтому целью методической работы на 2007 – 2011
учебный год для меня стало применение ИКТ в различных формах на уроках химии и
использование исследовательской технологии.
Мною
были поставлены следующие задачи:
- знакомиться с периодической литературой,
касающейся этого вопроса;
- начать формирование банка информации по
предмету;
- совершенствовать собственные умения и навыки
в овладении этими технологиями;
- продолжить формирование ключевых компетенций
с помощью уже имеющихся наработок.
С точки зрения обязательного минимума
содержания образования базовой является
Учебно-познавательная компетенция.
Учебно-познавательная
компетенция формируется через получение
и обобщение знаний об изучаемом объекте, развитие теоретического мышления при
анализе полученной информации, создание элемента картины мира на основе
полученного знания.
Материал предмета пытаюсь выстроить так, чтобы
учащиеся увидели определённую взаимосвязь и логическую последовательность тем,
блоков, элементов знаний.
Учащихся получают свои знания не в готовом
виде, а большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.
Коммуникативные
компетенции формирую через умение работать в группе, умение представить себя и
свою группу устно и письменно, вести дискуссию, вступать в диалог, умение
задать вопрос на понимание или уточнение информации.
Активизировать мыслительную деятельность я
стараюсь, осуществляя контроль ЗУНов.
Контрольные задания стараюсь формулировать таким образом, чтобы учащийся
не просто воспроизводил имеющиеся у него знания, а активизировал свою
мыслительную деятельность, опираясь на уже полученные знания.
Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую
технологию я выбрала проектно - исследовательскую. Я считаю, что данная
технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех
выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование проектно - исследовательской
технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь
ее преобладание.
Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного
исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических
средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение
уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ
и внеурочной исследовательской работы.
В настоящее время для формирования
образовательных компетенций я стала использовать информационно –
коммуникационные педагогические технологии (ИКТ).
На
уроках химии можно применять разнообразные формы работы с использованием ИКТ.
1.Использование
готовых программ по химии.
2.
Создание собственных электронных образовательных ресурсов.
3. Использование
Интернет-ресурсов.
|