Звонарёва Надежда Викторовна

Воскресенье, 20.07.2025, 05:39

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Уроки

Технологическая карта к уроку "Гидролиз солей"
17.11.2014, 03:02

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 ФИО: Звонарёва Надежда Викторовна, учитель химии ВКК, МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»

 Предмет: химия  

 Класс: 11   

Тип кейса: исследовательский

 

Тема урока

«ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»

Цель

Изучить сущность гидролиза солей в водных растворах и его применение

Задачи:

образовательные

 

 

  1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.
  2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли, объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
  3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.
  4. Формировать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

развивающие

  1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы.
  2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, извлекать информацию из наблюдаемых процессов, устного сообщения, справочных таблиц, информационных кейсов.
  3. Продолжить формирование умений анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, оформлять результаты эксперимента.
  4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
  5. Развивать умение организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений, участвовать в проблемном диалоге, формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

воспитательные

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, формируя убеждения в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
  2. Воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик», совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, а также наблюдательность, пытливость, инициативу.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Объяснять: понятие «гидролиз солей»; процессы, протекающие в растворах солей; тип гидролиза;    реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов в зависимости от состава соли, подвергающейся гидролизу; образование  кислых и основных солей в реакциях гидролиза; записывать сокращенные  ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза. Объяснять зависимость гидролиза от факторов: природы веществ, температуры, концентрации; практическое значение гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека. Анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.

Метапредметные

Регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении уравнений гидролиза веществ; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

Познавательные: выделять информацию из текста; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты взятые из наблюдений по проведенному эксперименту, текста заданий; использовать знаки, символы, схемы, алгоритм для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.

Личностные

Проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или не успешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к одноклассникам и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

 

Основные понятия

Гидролиз, гидролиз солей, тип гидролиза, характер среды

Межпредметные связи

Химия, литература

Средства обучения

Компьютер, презентация, видео, оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся, памятка по составлению уравнений реакций гидролиза, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот, солей в воде»,  учебник, тесты, инструктивные карточки к лабораторной работе, памятка – таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ», лаборатория «Архимед» (датчик рН- метр).

Форма урока

Фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

Обратить внимание

1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

Зачитывает высказывание Юстуса Либиха.

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует  требования к  ученику со стороны учебной деятельности

(- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Слушают выссказывание

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

Наблюдается ли готовность обучающихся к учебной деятельности

 

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Дает задание отгадать ребус. Предлагает проанализировать термин «гидролиз», вспомнить цвета индикаторов в различных средах, образование солей. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление).

Самостоятельно отгадывают ребус. Актуализация нового пробного учебного действия

(надо, хочу, могу)

Анализируют термин гидролиз, цвета индикаторов.

 

-Мыслительные операции (обобщ, анализ,  синтез, сравнение)-П;

-Извлечение необходимой инф. из текста – П;

Использование знаково- символических средств (ребус)-П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

- выполнение пробного задания – Р;

-фиксирование инд.затруднений  в пробном учебном действии (если таковые есть) - Р;

-волевая саморегуляция  в затруднении – Р;

-выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации- К  .

Соответствует ли задание  содержанию урока.

 Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания.

Выявляют ли причины ошибок

Является ли индивидуальная деятельность проблемной.

3.Постановска учебной задачи.

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

Учитель предлагает сформулировать цель и задачи урока, выступает в роли организатора.

После ответов детей уточняет цель и тему урока.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину  возникшего затруднения (чему учиться)

Предлагают и согласовывают тему урока.

-Самоопределение – Л;

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

-самостоятельное выделение и формирование цели-П;

-поиск и выделение необходимой информ.-и-П.

Указали ли уч-ся самостоятельно  причину затруднений?

выявлен ли существенный признак  нового алгоритма или понятия?

Достаточно ли чётко зафиксирована цель и тема урока?

4. Открытие детьми новых знаний

Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

В лабораторию поступили четыре образца солей с сопроводительными документами. Ваша задача определить эти образцы и выяснить подвергаются ли данные соли гидролизу. Учитель разбивает учащихся на группы, предлагает рассмотреть кейс с заданием, выступает в роли организатора, помогает при выполнении эксперимента.

Следит за хронометрией урока.

Изучают кейс с заданием. На основе выбранного учащимися метода они  выдвигают гипотезы,  используя схемы, реактивы; проводят эксперимент; фиксируют  запись выполненного задания, преодолевают затруднения.

- смыслообразование –Л;

-мыслительные операции –П;

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-поиск и выделение необходимой информации;

Установление причинно – следств. связи -П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и  поискового характера  на основе метода рефлексивной деятельности .-Р;

-адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач-К;

- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения  и позиции в коммуникации-К. 

Выбран ли метод решения проблемы уч-ся самостоятельно?

Предложено ли решение  проблемы самими уч-ся?

Не нарушена ли учителем роль организатора?

Достаточно ли чётко зафиксированный способ действия?

5.Отчет групп

Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Усвоить учащимися новый способ действия.

Учитель выступает в роли организатора.

Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух. Подводит учащихся к общему выводу.

Выступают (в группах, фронтально, в парах) с отчетом о выполненной работе. При этом проговаривают  вслух выполненные шаги алгоритма (определение, свойства). Формулируют общий вывод о гидролизе солей.

Извлечение из предметного текста необходимой информации - П;

- Использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) - П;

-осознанное и произвольное речевые  высказывание – П;

Построение  логической цепи рассуждений и доказательств –К

Выступлении -Л

Успешно ли справились с предложенным заданием?

 Согласован ли процесс решения  задания и  его комментирование?  Грамотна ли речь по предмету?

6.Рефлексия деятельности

Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

Организует рефлексию (по вопросам)  и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет  домашнее задание  для самостоятельной работы  с элементами выбора и творчества.

 

Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий – П;

-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;

-самооценка на основе  критерий успешности-Л;

- адекватное понимание успешности или неуспешности;

-- выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью –К;

- планирование успешного сострудничества - К

- следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Правильно ли дети зафиксировали полученные  на уроке знания?

Проведена ли самооценка своей деятельности и  каков итог.

Посмотреть психо-физическое и эмоциональное состояние учащихся.

 

 

 

Категория: Уроки | Добавил: Ромашка
Просмотров: 1638 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои файлы [10]
Уроки [9]
Презентации к урокам [4]
Презентации учащихся [17]
Презентации исследовательских работ учащихся.
Исследовательские работы учащихся [7]
Исследовательские работы выполненные учащимися.
Презентации [16]

Поиск